1

Традиции в моей жизни. Традиция Четвёртая

Каждой группе следует быть автономной, но это не касается дел, влияющих на другие группы или на АН в целом

В чём разница между личной автономностью, моей волей и своеволием?

По мере выздоровления и работы по шагам пришло взросление. Я познакомилась с собой и поняла, что считаю приемлемым для себя, а что не вписывается в мои рамки морально-этических представлений о нормах поведения. Пришло понимание, что я свободна, у меня есть свои потребности, особенности и принципы, которых я придерживаюсь. Самостоятельность и независимость от мнения и суждений окружающего мира помогли увидеть мне себя. На собраниях групп АН я услышала многое про границы и потребности других людей. Третий Шаг помог понять, что моё своеволие «копает яму изоляции», которая превращается в пропасть между миром и мной.

Когда я стала применять духовные принципы программы и находиться в постоянном контакте с людьми, пришло осознание, что мне стоит заниматься лишь собой и при этом бескорыстно отдавать то, что могу: служить и быть полезной окружающим. Заранее думать о последствиях своих действий — вот, что стало нужно и важно.

Оля, 6 лет чистоты

Автономность для меня — это не полная, а условная независимость в составе одного целого. Чем, собственно, и отличается автономность от независимости. Почему у нас в государстве есть те же автономные республики. Потому что они всё-таки являются частью целого, но несмотря на это у них есть довольно широкая автономия, то есть они сами могут решать многие вопросы. Это если в контексте повседневной жизни.

В АН автономность группы, в частности, никогда не должна выходить за рамки того, что мы называем общим благополучием. Например, группа решает не перевести деньги в структуру обслуживания, а провести юбилей на все деньги, купить мяса, тортиков, чая дорогого какого-нибудь. На мой взгляд, в этом заключается своеволие, и это нарушает принцип автономности. Для меня сегодня очевидно, что деньги из 7-й Традиции не стоит тратить на какие-то наши кайфушки. Деньги всё-таки должны служить несению вести. Как только я положил деньги в мешочек, они мне уже не принадлежат, они принадлежат сообществу АН, причём не только моей группе, а именно всему глобальному сообществу АН. Где бы кто-то в них не нуждался, их важно именно туда и направлять. Российскому сообществу в начале нулевых бесплатно привозили литературу на русском языке, и довольно долгое время нас поддерживали всем миром, соблюдая принцип автономности.

Воля для меня — это направленность моего внимания, моя способность принять решение и двигаться в какую-либо сторону. Их всего две.

Есть сторона, когда я стараюсь свою волю сонаправить с волей Бога, как я его понимаю на сегодняшний день. И в таком случае в большинстве ситуаций я буду поступать в соответствии с духовными принципами, описанными в нашей литературе. Есть сторона, когда я причиняю ущерб и проявляются какие-то дефекты моего характера — это для меня и есть своеволие – когда я свою волю направляю в сторону не духовных принципов, а дефектов характера, и моя воля не сонаправлена воле Бога.

Если привести пару примеров, то это принцип честности. Когда ситуация складывается так, что я испытываю соблазн обмануть кого-то или кем-то манипулировать, я, несмотря на этот соблазн, направляю свою волю в ту же сторону, куда направлен духовный принцип честности. Туда же, как правило, направлена воля Бога о моей жизни и обо мне — поступить честно, сказать правду, не манипулировать, быть искренним и честным. Ещё какой-нибудь пример: любовь. Тоже такой очень сложный, глубокий, многогранный духовный принцип. Когда я испытываю соблазн проявить какие-то свои противоположные качества — дефекты характера, причинить ущерб кому-то, для меня важно в такой ситуации от этого воздержаться и наоборот действовать по любви. То есть направлять свою волю в определённую сторону.

 Антон, несколько лет чистоты

В Одиннадцатом Шаге написано, не помню, как дословно, но про то, что моя воля становится Его волей в процессе работы по шагам, в процессе духовного роста. Моя воля по-настоящему совпадает с волей Бога, в конце концов, потому что я искренне хочу опираться на эти духовные принципы в своей жизни и руководствоваться ими в делах. И поэтому у меня нету такого разделения, что я вот тут «своевольничаю» как-то, своим умом живу непонятно как, в отрыве от того, что происходит в моём выздоровлении на моей духовной дороге.

Вот и личная автономность для меня, конечно, прежде всего об ответственности за мою собственную жизнь и о заботе. Когда я полностью беру на себя заботу о том, чтобы у нас проводились регулярные собрания, чтобы сама атмосфера на собраниях была привлекательна и для «старичков», и для «новичков». Чтобы у нас было чисто, уютно, комфортно, чтобы у нас вкусный чай был. Я не думаю, что кто-то сейчас придёт и решит эти вопросы — я сам участвую в этом. Для этого я беру служение на группе, как правило. Я служу на домашней группе, участвую в её жизни, обсуждаю возникающие вопросы, выражаю своё мнение, помогаю слышать и «тихие голоса», и мнение тех, кто относит себя к постоянным участникам этой группы.

Дима, 23 года чистоты

В чём заключается прямая взаимосвязь между стремлением нашей группы к самовыражению и несением вести? Не пытаемся ли мы иногда отличаться от других только, чтобы подчеркнуть наши отличия?

Моя домашняя группа — та, где у меня есть служение (ответственность), на собрания которой я регулярно хожу. Она мало чем отличается от большинства других групп. Мы регулярно обсуждаем вопрос того, что было бы привлекательно для посещения наших собраний. Из последнего — это объятия после окончания собрания и самовар, а не чайник для кипячения воды во время чаепития. Форматы собраний у нас классические: открытые и закрытые, спикерские и направленные на изучение литературы (читаем отрывки из Базового текста и «Жить Чистыми»). Единственное отличие от большинства групп нашей местности, да и региона в целом, в том, что нашей группе исполнилось в этом году 25 лет. И мы помним, как важно держать фокус на том, что нас объединяет. Помним о нашей главной цели — нести весть о выздоровлении тем, кто в этом нуждается, создавая позитивную и дружелюбную атмосферу.

Оля, 6 лет чистоты

Наверное, пытаемся. Честно говоря, давно не сталкивался на практике с такими яркими примерами того, как мы отличаемся только ради того, чтобы отличаться. Наверное, да, отличаемся. Но это как-то неочевидно для меня.

Когда мы ещё на старой базе собирались на группе «Hug», в помещении с нами проводила свои собрания группа «Хон Гиль Дон». Мы наш флаг повесили на потолок. Он всё время над ними нависал, и служащие «Хон Гиль Дона» в итоге его сняли для того, чтобы провести мероприятие какое-то своё. Но обратно потом его вешать не стали и вообще попросили нас его не вешать, потому что он им как-то мешал и нарушал их атмосферу. Потом мы какое-то время без флага провели и переехали в другое место.

Антон, несколько лет чистоты

Я в 2016 году вернулся из длительной командировки из ОАЭ в Екатеринбург — на свою родину. Меня не было несколько лет. И я увидел на собраниях групп в Екатеринбурге, что все они как под копирку. Как будто ты приходишь в одно и тоже место, хотя это в разных районах города. Везде один и тот же формат высказывания по заданным темам и большое количество карточек, которые читаются на протяжении почти получаса.

И как раз мне повезло, что создавалась новая группа. Я пришёл на рабочку и привёз опыт из ОАЭ. В Эмиратах есть одна такая группа, которую я посещал регулярно, на ней собирались в основном французы, итальянцы, англичане, очень взрослые дядьки и тётки со своими большими сроками, по 20-30 лет, чистоты. И у них была очень своеобразная атмосфера собрания. Максимально простая преамбула, буквально на три слова, и читалась вообще одна единственная карточка из всех существующих. Всё остальное время было посвящено тому, чтобы звучал опыт выздоровления.

И я вот на этой новой группе в Екатеринбурге предложил, говорю: «Слушайте, а давайте вот попробуем в таком режиме». Служащим было трудно и непривычно проявлять такое самовыражение. Хотя, на самом деле, это самовыражение было не ради чего-то такого экстравагантного, а как раз с целью, чтобы на группе звучало больше вести такой вот живой, человеческой. Мы туда ещё добавили 36 вопросов по Десятому Шагу из руководства, которые были нарезаны на бумажные полосочки. У нас стал своеобразный формат.

 Приезжали люди с других групп на наше рабочее собрание и задавали вопрос: «А почему у Вас не читается полностью набор карточек?!» Вот такой интересный опыт, и в целом я очень рад, что эта группа до сих пор существует в таком формате. И она, может быть даже положила начало периоду, когда в городе стали открываться группы с совершенно разными «устройствами» жизни группы в целом, и в первую очередь, конечно же, разными форматами собрания. В Екатеринбурге есть группа «Дед Гангрен». Её собрания проводит только человек, который прописал все 12 Шагов. Вот такое обязательное условие.

Дима, 23 года чистоты

Каким образом нам, как группе, понять, что именно влияет на другие группы? Как решения нашей группы влияют на сообщество в целом?

Во-первых, важно помнить о соблюдении законов РФ. Во-вторых, сообщество АН руководствуется принципами, заложенными в 12 Шагах и в 12 Традициях АН. Собрания моей домашней группы проходят в центре социального обслуживания (ЦСО), который установил свои правила для нас. И им тоже важно следовать. В своих отношениях с сообществом нам важно помнить, что существует структура обслуживания, которая выполняет за нас определённого рода обязательства и функции, осуществляет иные способы несения вести. К примеру, мы не ходим своевольно раскладывать визитки в аптеки, не посещаем закрытые учреждения, не проводим презентаций сообщества для профессионалов, не печатаем литературу, не переводим её и т.д. Так сказать, не вносим путаницу, не выполняем служение, делегированное другим членам АН, служащим в подкомитетах.

Что касается принятия решений группой на рабочих собраниях, то здесь мы руководствуемся принципом большинства, но как правило приходим к окончательному решению консенсусом. Есть вопросы, которые поднимает ПГО (представитель группового обслуживания), когда наши комитеты просят задать им направление. Здесь важно помнить про то, что наше решение должно основываться на принципах АН и быть во благо всего сообщества. Проводя юбилеи группы на открытых площадках, мы всегда помним, что любые наши действия могут отразиться на АН, повлиять на имидж и репутацию нашего сообщества.

Оля, 6 лет чистоты

Бывают такие решения, например, действовать в обход структуры обслуживания. У нас были такие случаи на моей местности в Москве, когда группа принимала решение самостоятельно ходить в какую-то больницу, не скоординировав свои действия с деятельностью местного БУ комитета.  И это в конечном счёте привело к достаточно негативным последствиям. Персонал больницы был в некотором замешательстве, что и те АН, и эти АН, но ходят они по-разному как-то, не координируются. Для имиджа это плохо. Ребята из БУ приходили, и в больнице им говорили: «Ваши тут уже были, сегодня ходить не надо».

Если творческое самовыражение в несении вести конкретно на моей домашней группе каким-то образом нарушает наше единство на местности или регионе с другими группами, или даже во всём нашем глобальном сообществе, то это явный повод задуматься и пересмотреть решение. Ощущение дисбаланса, дисгармонии — это явный повод подумать ещё раз о том, что мы сейчас делаем, насколько это для нас важно и актуально, насколько далеко мы готовы зайти, невзирая на то, что это может кому-то причинять дискомфорт и разрушать наше единство.

Антон, несколько лет чистоты

Достаточно легко понять, где такой вопрос касается только нас самих, а где кого-то ещё в нашем городе, например, или сообщества в целом вообще. Но у нас же это не законодательный акт, который что-то запрещает группе. Это своего рода правила, рекомендации для нашего общего благополучия, для взаимодействия, которые мы стараемся учитывать.

Дима, 23 года чистоты

Спасибо вам, что читаете онлайн-газету! Будьте в курсе последних событий и статей. Подписывайтесь на наш телеграм-канал: https://t.me/NAgazeta.

Над статьёй работали:

Миша (корреспондент), Коля (редактор), Поля (вице-председатель), Вероника (дизайнер), Михаил Ка (корректор), Алексей (техник).