1

Письма в клеточку

«Испытав духовное пробуждение в результате этих шагов, мы старались нести эту весть зависимым и применять эти принципы во всех наших делах»

Двенадцатый Шаг АН

Далеко не у всех есть такой счастливый шанс просто прийти на собрание Анонимных Наркоманов. Но эти зависимые также нуждаются в поддержке сообщества, как и каждый из нас. Комитет БУ реализует различные проекты помощи тем, кому недоступны собрания и общение с другими выздоравливающими, и один из них – «Переписка по шагам» для тех зависимых, которые находятся в местах лишения свободы.

Казалось бы, комитет и так проводит собрания в тюрьмах, зачем ещё что-то придумывать? Но по правилам безопасности те, кто приходит в подобные учреждения и взаимодействует с заключенными, не могут обмениваться с ними контактами, соответственно, не могут быть спонсорами и вести работу по шагам. И тут на помощь пришел опыт с родины АН. Заключенные калифорнийских тюрем отправляли письма с ответами по шагам на абонентский ящик, таким образом сохранялась анонимность.

Была проделана большая работа, чтобы продвинуть и осуществить этот проект: найдены люди, готовые делиться опытом по переписке, продуманы технические детали, зарегистрированы абонентские ящики. На данный момент существует уже десять абонентских ящиков, а в проекте участвуют более ста человек.

Максим К., координатор абонентского ящика г. Санкт-Петербург: «Требования к кандидатам в проект у нас строгие: от двух лет чистого времени, опыт работы по шагам АН и готовность ответить на письмо в течение пяти дней с момента получения. По каждому из нас человек по ту сторону судит о программе в целом, и, если он не получает ответ, он может подумать, что и программа — ерунда полная.

Участие в переписке накладывает на тебя обязательства, например, человек, что тебе написал, может быть осужден на 10-15-20 лет. Начиная работу по шагам, ты подписываешься вести его весь этот срок. Он может отказаться в любой момент, а у тебя такого права нет. Если мы не получаем ответа от заключенного, повторяем письмо через месяц, и так несколько раз. К сожалению, бывает так, что письма в колонии теряются, но это не должно ставить под угрозу выздоровление.

Проект не самый простой, он требует дисциплины и внимательности с нашей стороны. Бывали случаи, когда из-за неаккуратных высказываний спонсора учреждение запретило ему вести переписку. На зоне все письма проходят через цензоров, и это тоже важный фактор. Но, когда есть готовность к действиям — это не помеха. В моём опыте есть случаи, когда люди освобождаются и остаются в сообществе! И это того стоит».

Личные истории проекта «Переписка по шагам»

История Вани

Моё выздоровление на протяжении всего времени так или иначе связано со служением. Я не хочу приуменьшать значение каких-то комитетов и подкомитетов. Во многих я служил, но именно БУ привёл меня в Анонимные Наркоманы и тем самым спас мою жизнь. Она очень сильно изменилась с тех пор.

Сейчас я в проекте «Переписка по Шагам» нахожусь в резерве, так как мой подопечный Антон освободился, но со временем я продолжу это служение. Я сам находился в этих местах, я помню все эти моменты. Я, как и все, кто там находится, очень любил писать. И я помню, как писал о том, что моя жизнь изменится! И действительно искренне в это верил. Но как только я выходил, всё вставало на круги своя, и про все свои клятвы я моментально забывал и продолжал заниматься своим любимым делом. И когда в чистоте я услышал об этом проекте, сразу же в него вписался.

Первые мои письма ушли в никуда, ответа не было. И я испытывал вину, что у меня не получилось. Но сейчас понимаю, что это был выбор этих людей — участвовать или нет.

Но я решил попробовать ещё. Меня мучили сомнения: что я скажу, как поведу, что я могу отдать? На одиннадцатом году чистоты я только в Шестом Шаге. Да еще и подспонсорный один умер от нашей болезни, и я винил себя. Очень много было страхов, но я набрался мужества и пошёл им навстречу.

И вот однажды председатель проекта мне говорит: «Ваня, есть человек, который хочет писать, вот он прям хочет писать». У меня всё равно сомнения были, но я решил попробовать. И действительно, человек очень хотел выздоравливать, и началось общение.

Понятное дело, вначале я представился, рассказал о себе и практически сразу же предложил письменную работу, отправлял литературу, конверты и всё необходимое. Антон, мой подспонсорный в проекте, тоже сделал свой выбор — выздоровление. И я благодарен ему за это, благодарен Анонимным Наркоманам.

Для меня и по сей день странно писать о своих чувствах, впервые это делал в ребе, но там я это писал для себя, а тут ведь ещё и цензор будет читать. Но я знал, что справлюсь благодаря вам, благодаря служениям, благодаря походам на собрания, молитве. С такой поддержкой чего мне стоит потратить 15-20 минут и написать письмо?

Тем более я знаю, что это работает! Сам проверил! Освободившись, Антон продолжил выздоравливать и пришел в подкомитет. Это не просто работает, это спасает жизни людей, и я считаю, что это чудо, и я за это благодарен.

История Антона

Это была не первая моя поездка в такие замечательные места. Я уже в программе был, но не писал шаги, не выздоравливал, просто знал про программу, ходил на собрания. Почти год был чистый. Я работал на зоне в клубе и видел плакат с проектом «Переписка». Что там внизу подписано Анонимные Наркоманы, я уже потом разглядел.

Я расстался тогда с девушкой и планировал снова начать употреблять уже в закрытом учреждении. Честно говоря, не очень-то мне хотелось употреблять, но я не знал, что ещё делать. Такие переживания, что выть хотелось, как это всё задолбало.

Со мной друг сидел, библиотекарь Колян, его анонимный товарищ научил меня делать самоанализ. И я ходил в библиотеку этот самоанализ Коляну читать. Он-то и сказал мне написать в проект.

Когда я получил ответ, это было очень круто, потому что это был первый день, когда я почувствовал себя счастливым! Неужели? И я начал писать Первый Шаг. Это, конечно, проблема с цензурой, что могут что-то прочитать. Я знаю, что цензор письма практически не проверяет, но всё-таки какое-то напряжение было.

Было поначалу очень трудно писать о каких-то вопросах, до которых мы дошли в программе, какой ущерб я причинял друзьям в результате своей зависимости, какой ущерб я причинил своим родственникам в результате своей зависимости. Дело не в том, что я мог написать, и меня могли подтянуть, а просто стрёмно видеть все свои недостатки.

Не знаю как в какой колонии, у нас ответы шли долго. Месяц сидишь, ждёшь. Я уже начинал забывать, что я писал, на какие точки я отвечал? Но всё равно тот факт, что есть кто-то на воле, с кем я могу общаться, меня очень поддерживал тогда, это важный момент.

Да и сейчас на воле был такой случай: я пошёл отмечаться к инспектору, оказалось, что если я трудоустроюсь, меня обратно закроют. У меня было дикое желание употребить, но я вспоминал переписку с Ваней, что у него одиннадцать лет чистого времени, что он тоже сидел и у него всё получилось. И я себя остановил, мне это дало силы привести себя в порядок. Сейчас я уже не парюсь по этому вопросу, будь что будет, главное, что я сегодня не употребил, хоть было огромное желание. Я очень благодарен Ване, для меня на сегодня он пример.

Мне не нужно было уговаривать себя продолжать работу по шагам на воле, я понимал, что это единственный вариант остаться чистым. Все свои преступления я совершал не потому, что я преступник, а потому что мне нужны были наркотики. Я сидел за сбыт, и не потому, что я какой-то Пабло Эскобар, а потому, что я наркоман и мне нужно было употреблять. Второй раз я сидел тоже, потому что мне нужны были наркотики. Я понимал, что, когда выйду, как в прошлый раз, через пару месяцев я опять буду сидеть. Когда я выходил сейчас, я понимал, что с зависимостью можно справиться, есть выход не употреблять, и я знал, что это работает. В первый же день я поехал на группу, потом поехал в БУ комитет и сейчас успешно служу.

Я сегодня чистый благодаря этому проекту.

Хотите участвовать в проекте «Переписка по шагам»? Напишите на почту проекта perepiska.bu.rzf@gmail.com. Координатор ближайшего региона обязательно свяжется с вами.

Спасибо, что читаете онлайн-газету! Хотите первыми узнавать о новых статьях? Добро пожаловать в наш телеграм-канал для читателей: https://t.me/NAgazeta.

Над статьёй работали: Ира (волонтёр), Полина (председатель), Коля (редактор), Вероника (дизайнер), Михаил Ка (корректор), Лёша (техник).