Мы не всегда задумываемся о том, что даже одна живая группа АН в нашем городе — это большой подарок. А что, если групп нет вовсе? Как выздоравливать в одиночку, без живой поддержки? Возможно ли открыть группу в таком месте или всё безнадёжно?
В этой статье — истории участников проекта «Одиночки», который объединяет и поддерживает зависимых, выздоравливающих там, где нет живых групп АН.
История Глеба
Меня зовут Глеб, я зависимый, у меня почти четыре года чистоты. Я долгое время проживал и выздоравливал в Смоленске, а полгода назад переехал в место, где нет ни одной живой группы АН — ближайшая более чем в 250 километрах. Я начал посещать онлайн-собрания и естественно хотел продолжать служить, чтобы не терялась эта важная часть выздоровления.
Так я узнал о проекте «Одиночки» и вскоре стал его координатором.
Суть нашего проекта хорошо описана в IP № 21 Одиночка — оставаться чистым в изоляции: «Одиночками мы называем тех зависимых, которые хотят выздоравливать, но живут в таком месте, где нет ни одной группы АН, то есть географически изолированы от сообщества».
Это зависимые, которые хотят быть частью сообщества, но физически не могут посещать собрания. Наша задача довольно понятная: включить одиночек в жизнь АН, чтобы к ним приезжали, приглашали на юбилеи и другие мероприятия, помогали выстраивать связи, давали живое общение, которого им очень не хватает в рамках выздоровления.
Проект работает как площадка обмена опытом между регионами и местностями. Одиночек находят через инфолинию, комитеты, рассылки по онлайн-группам, с помощью личных контактов. Иногда нам пишут служащие разных регионов: «У нас есть одиночка». Иногда человек приходит сам — как когда-то я.
О сложностях в служении
Сложнее всего — чувства беспомощности и тревоги.
Когда я общаюсь с ребятами в изоляции, появляется желание сделать для них невозможное: открыть им группу, перевезти сообщество целиком, заставить всех служащих с ближайшей местности поселиться у человека в городе. А я не могу этого осуществить в силу простейший человеческих ограничений. Кажется, что недостаточно к ним просто приехать один раз. Но в итоге я всё-таки понял свою роль во всём этом, и тогда стало проще. Моя роль — рассказывать ребятам о проекте, помогать его открывать на местностях и выстраивать взаимодействие.
Тревога возникает, когда я не знаю, как могу помочь человеку, или помощь приходит не такой, как я её представлял. Эти переживания уходят через общение с более опытными служащими. Мы обсуждаем, пробуем, ошибаемся, учимся. Этот проект — про взаимодействие. В одиночку здесь тоже не справиться.
История создания проекта. Карта одиночек
Проект «Одиночки» появился в 2018 году в Саратове — его привезли с ассамблеи и сразу начали обсуждать, как реализовать на местности. Быстро нашлись одиночки в пригородах и небольших поселках, был создан чат для ежедневной поддержки. Со временем стало ясно, что одного общения недостаточно, и тогда появилась онлайн-группа «На расстоянии», которая существует до сих пор.
В КРС РЗФ проект «Одиночки» сформировался позже — после инвентаризации регионов. До этого в КРС существовал похожий проект «Белые пятна», который занимался поиском мест, где нет АН, и передачей информации о ребятах служащим. По итогам инвентаризации было решено закрыть «Белые пятна» и создать отдельный проект «Одиночки», сфокусированный именно на поддержке людей в изоляции. Первые месяцы были непростыми: не хватало служащих, опускались руки. Со временем проект начал наполняться участниками и опытом.
Учитывая, что в сообществе АН мы частенько куда-то ездим и есть такой дух путешествий, появилась идея создать карту одиночек — чтобы люди, проезжая мимо, могли связаться с одиночкой и приехать в гости.
Сейчас проект находится в активной стадии развития. Важно понимать: он начинается не с одиночки, а с координатора. Здесь не работает принцип «спрос рождает предложение» — одиночки редко заявляют о себе сами. Многие из ребят не привыкли коммуницировать в том же ключе, что и участники АН из крупных местностей. Именно поэтому в рамках проекта появились регулярные встречи «Ты больше не одинок» в Zoom — как ещё один способ дать живой контакт и поддержку.
История Хельги
О выздоровлении без групп
Меня зовут Хельга, я живу в Десногорске — маленьком городе в 150 километрах от Смоленска.
Сначала я пробовала выздоравливать в параллельном сообществе, но вскоре поняла, что мне нужно что-то другое и стала ходить в АН на онлайн-собрания. Я часто срывалась, но активно искала спонсора и брала служения. Раз в неделю я ездила на живые группы, тратя на это целый день. В итоге после собраний все просто расходились, а мне ещё обратно 2 часа добираться. Я возвращалась домой в слезах, потому что строила совсем другие ожидания: мне хотелось остаться с ребятами, погулять, пообщаться и познакомиться с ними, но почему-то не сложилось так, чтобы мы подружились. Я возвращалась в город и постоянно срывалась.
Тогда у меня появилось желание открыть группу в своём городе.
Знакомство с проектом
О проекте «Одиночки» я узнала на юбилее от одного служащего. Фраза «обеспечить живым общением» и мысль о том, что ко мне кто-то может приехать, зацепили сразу!
Меня добавили в чат, где очень тепло встретили. Я удивилась, что все начали писать приветственные сообщения и город, откуда они. Этот чат сразу привлек своей тёплой атмосферой. Координатор стал лично со мной общаться. Именно от него я впервые узнала о структуре обслуживания, проектах, инфолинии — обо всём, чего не видела в онлайн-выздоровлении. Это было очень интересно.
Я поделилась с ним своими переживаниями и искренним желанием открыть группу.
Открытие группы и первые визиты
Я решилась поехать на МКО и заявить о желании открыть группу. Помещение для собраний осталось от параллельного сообщества, я сделала преамбулу и села ждать. Но никто не приезжал. Я рассказывала про это координатору «Одиночек», на группах, на МКО, и информация дошла до ребят.
Когда я узнала, что ко мне приедут со стартовым набором литературы, для меня это стало невероятным счастьем. Перед самым приездом я всё равно сорвалась и у меня было три дня чистоты. Мне было очень стыдно и плохо. Я хотела соврать, но честно рассказала на собрании про срыв и впервые в жизни почувствовала, что никто меня не осудил.
Я увидела в глазах ребят сопереживание, сочувствие и поддержку. Когда все уехали, у меня была уйма впечатлений и эмоций. Это сложно описать словами! Это такой заряд вдохновения от того, что я тоже могу! Я почувствовала себя значимой, что мы все равны, что я тоже чего-то стою. Меня это очень сильно вдохновило оставаться чистой.
Позже ко мне приезжал комитет «Визитка». Один их звонок с предложением приехать буквально спас меня в момент сильной тяги. Мне было просто достаточно услышать об их желании приехать. Мы проехались по аптекам, которые я показала, общались, смеялись. Они расположили там визитки и повесили плакаты. И у меня появилось первое «служение ногами», ведь нужно было разносить эти визитки. Для меня это было большой ответственностью.
Благодаря поддержке проекта «Одиночки» группа существует до сих пор, и на ней появляются новые участники. Я чувствую силу в этом проекте — что с ним я могу решить любой свой вопрос, как личный, так и касательно сообщества.
История Саши
О служении и проекте
Меня зовут Саша, я служу координатором проекта в Беларуси. Я знаю от знакомых, с которыми тесно общаюсь, как тяжело выздоравливать там, где нет живых групп. Раньше у нас был только проект «Десант» — для поддержки малочисленных групп. Но «Одиночки» чуть шире, чем просто приехать в гости. И мы решили запустить этот проект в Беларуси.
Мы присылаем литературу, поддерживаем постоянную связь с ребятами, помогаем им попасть на мероприятия. Мы собираем одиночек в общую базу, и иногда оказывается, что люди из одного города просто не знали друг о друге. Я очень надеюсь, что благодаря этому проекту где-то возможно откроется новая группа.
О важности служения и что оно дает
Я считаю, что любое служение важно. «Саня, нет служения — нет выздоровления», — сказал мне спонсор в начале моего пути. И я с этим согласен. У меня есть принятое решение по поводу служения.
А поездки меня всегда наполняют. Я очень люблю ехать куда-то. Все мои служения так или иначе связаны с передвижением. В поездках я ловлю покой. Я же на базовом уровне тревожный человек, а тут я могу расслабиться и просто созерцать дорогу, смотря в окно.
Пока едем, мы говорим с ребятами о шагах, традициях, жизни — в дороге очень много живых разговоров о выздоровлении. Мы часто берём с собой новичков, чтобы они увидели, насколько сообщество большое и живое. Я не знаю, насколько хватает одного приезда. Но я точно знаю, как тяжело быть одному в городе без групп. И если нас зовут — значит, это важно.
Узнать больше
О встречах проекта «Одиночки» КРС РЗФ: https://t.me/solokrsrzf
Спасибо, что читаете онлайн-газету! Хотите первыми узнавать о новых статьях? Добро пожаловать в наш телеграм-канал для читателей: https://t.me/NAgazeta.
Над статьёй работали:
Катя (участник), Катя (корректор), Вероника (дизайнер), Давид (председатель), Коля (вице-председатель).



